18 января 2014 г.

Годовой план методической работы на 2013-2014 учебный год


Годовой план методической работы учителя-дефектолога Юрпаловой Т.А. на 2013-2014 учебный год.

Цель работы: формирование у детей с нарушением зрения социально-адаптивных форм общения и поведения, подготовка к обучению в школе, интеграция ребенка в обществе.

Задачи:
 Развитие зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения;
Формирование у детей представлений о своих зрительных возможностях и умений пользоваться нарушенным зрением;
 Формирование умений получать информацию об окружающем мире с помощью всех сохранных анализаторов;
 Обучение детей использованию получаемой полисенсорной информации в предметно-практической, познавательной и коммуникативной деятельности, в пространственной ориентировке.
Основные направления работы:
Развитие зрительного восприятия;
Развитие осязания и мелкой моторики;
Ориентировка в пространстве;
Социально-бытовая ориентировка.

Формы работы:
1.Диагностическая
Исследование развития основных психических сфер воспитанников
(сенсорной, когнитивной, двигательной, коммуникативной, речевой и т.д.)
Индивидуальное обследование.
Опросы воспитанников, беседы с родителями и педагогами.
Определение функциональных отклонений в психическом и физическом развитии.
Выявление причин, вызывающие различные трудности в усвоении программного материала
Адаптированные диагностические материалы.
Констатирующее-сентябрь;
Динамическое –декабрь;
Контрольное –май.
Аналитическая справка.
Тифлопедагогические карты
2. Аналитико-организационная
Составление аналитического материала на каждую группу
Совместная аналитическая деятельность с врачом-офтальмологом, психоневрологом, методистом ЛФК, логопедом, психологом и воспитателями групп
Оптимизация коррекционно-образовательного процесса
Знание характеристики зрительных нарушений.
Уровень развития зрительного восприятия и когнитивных процессов.
Учет характерологических особенностей детей
До 16 сентября
Списки детей зачисленных на индивидуальные занятия
Обновление аналитического материала по группам
Составление расписания
Утвержденное расписание индивидуальных занятий
Составление индивидуальных перспективных планов
Индивидуальные перспективные планы на воспитанников старшего возраста.
Составление индивидуальных маршрутов для детей с сочетанными нарушениями
3. Коррекционно-развивающая
Индивидуальные, комплексные и интегрированные тифлопедагогические занятия с воспитанниками старшего возраста по развитию зрительного восприятия, коррекции зрительных функций, коррекции вторичных отклонений и развитию когнитивных процессов.
Индивидуальные и интегрированные занятия согласно расписанию
Коррекционная работа по развитию зрительного восприятия.
Содействие развитию ребенка, создание условий для реализации его внутреннего потенциала, помощь в преодолении и компенсации отклонений, мешающих его развитию учитывая личностные особенности каждого ребенка.
Подготовленность к занятиям.
Посещение занятий детьми.
В течение учебного года
Табель посещаемости.
Ежедневное индивидуальное планирование.
4. Пропаганда тифлопедагогических знаний среди родителей
Проведение индивидуальных консультаций:
а) по запросу родителей;
б) плановая каждую вторую, четвертую неделю месяца 17.30-18.00

Приложение №1
Индивидуальные встречи, консультации, беседы, направление к узким специалистам
Повышение общего уровня компетенции родителей в вопросах развития ребёнка и коррекции зрения.
Уточнение индивидуальных особенностей ребёнка.
Оказание психолого-педагогической поддержки.
Компетенция педагога в тифлопедагогической сфере;
Открытость и заинтересованность родителей.
В течение учебного года
Журнал консультаций, работа с сайтом
Участие в родительских собраниях
Приложение №2
Групповые родительские собрания.
Согласование, координация и интеграция усилий семьи и детского сада в создании условий для развития психической, физически здоровой личности ребенка
Компетенция педагога;
Открытость и заинтересованность родителей.
В течение учебного года
Журнал консультаций.
Протоколы родительских собраний.
Тексты консультаций.
Оформление наглядной информации
Приложение №3
Стенды в родительских уголках групп №,4,8 для родителей «Рекомендации от тифлопедагога»
Повышение общего уровня компетенции родителей в тифлопедагогической, психолого-педагоги-ческой и офтальмологической сферах.
Компетенция педагога в тифлопедагогической сфере;
Активность и заинтересованность родителей;
Подборка интересной, «нужной» информации для родителей;
Привлекающее внимание оформление.
ежемесячно
Текстовый материал по различным направлениям тифлопедагогической теории и практики.
Памятки для родительских уголков согласно темам.
5.Пропаганда тифлопедагогических знаний среди педагогов.
Посещение занятий воспитателей
Работа по тетради взаимодействия
Контроль за соблюдением щадящего режима в образовательном процессе (соблюдение санитарно-гигиенических норм, дозировки зрительной нагрузки, использование специальных методов и средств обучения).
Открытость и заинтересованность педагогов;
Подготовленность к занятиям.
В течение учебного года тетрадь взаимодействия
Открытые занятия для воспитателей, педагогов.
Индивидуальные занятия
Повышение уровня компетенции в тифлопедагогической сфере.
Открытость для педагогов;
Подготовленность к занятиям.
Компетенция в тифлопедагогической сфере;
Открытость для педагогов
Открытые занятия для специалистов учреждения
Консультации для педагогов.
Приложение №4
Консультации по запросу воспитателей, по возникшей проблеме в учебном процессе
Журнал консультаций
6.Организационно-методическая
Повышение квалификации
Семинары, конференции, мастер-классы; ознакомление с работами коллег, новинками тифлопедагогической литературы.
Повышение уровня тифлопедагогических, психолого-педагогических и отальмологических знаний.
Информатизированность;
Доступность участия;
Интерес педагога;
Активность педагога.
Тема самообразования: «Развитие представлений о величине предметов у детей старшего дошкольного возраста с косоглазием и амблиопией»
Изучение тифлопедагогической литературы
Повышения уровня знаний. Подготовить детей старшего дошкольного возраста к обучению в
школе.
Информатизированность;
Интерес педагога;
Активность педагога.
В течение года.
Проведение родительских собраний, отчет в конце года
Улучшение оснащённости кабинета тифлопедагога
Изготовление дидактических пособий, наглядного материала, стационарных зрительных тренажёров.
Оптимизация коррекционно-образовательного процесса.
Заинтересованность педагога.
Активность педагога;
Материальные средства.
Изготовление пособий для детей старшего возраста
Подготовка материалов для медико-педагогической комиссии
Анализ диагностических данных, динамики развития ребёнка.
Определение дальнейшего образователь-ного маршрута ребёнка
Результаты диагностики;
Проведённая работа.
Характеристики на детей.
Составление отчёта о проделанной работе за учебный год
Анализ результатов коррекционно-развивающей работы.
Подведение итогов коррекционно-развивающей работы.
Проведённая работа; активность педагога.
Приложение №1 Индивидуальные консультации для родителей
1. Особенности развития зрительного восприятия у детей старшего возраста старший возраст  с нарушением зрения, результаты диагностики на начало года.
Сентябрь
2.Как объяснить ребенку, зачем нужна окклюзия. Почему важно носить очки и окклюдоры не только в детском саду, но и дома.
Октябрь
3. Приобщение ребенка к информационной культуре. Все за и против. Значение зрительной гимнастики.
Декабрь
4. Игры для развития тактильного восприятия.
Февраль
5. Игры и упражнения для развития зрительной памяти.
Апрель
6. Динамика развития зрительного восприятия у детей старшего возраста по результатам диагностики (успехи, негативы, над чем еще поработать дома).
Консультация по плану: четверг каждую вторую четвертую неделю месяца с 17.30- 18.00.
 Внеплановые консультации проводятся по мере необходимости и по запросу родителей.
Приложение №2 Групповые родительские собрагия
1. Офтальмо-эргономические рекомендации родителям. Направление работы на новый учебный год.
Сентябрь
2.Развитие логического мышления у старших дошкольников с нарушением зрения средствами развивающей игры. Практикум для родителей.
Декабрь
3. Роль мелкой моторики в подготовке детей старшего дошкольного возраста к школе.
Мастер класс «Игры и пальчиковые гимнастики для развития мелкой моторики».
Март
4. Результаты работы за прошедший учебный год
( общие сведения). Рекомендации на лето: Подвижные игры на свежем воздухе, для
профилактики нарушения зрения у детей со сходящимся и расходящимся косоглазием в летний период (памятки).
Май
Приложение №3 Темы информационного блока для родителей
1. Особенности зрительного восприятия у детей с косоглазием и амблиопией.
2. Неблагоприятные факторы, которые могут вызвать ухудшение зрения у детей.
3. Основных правил при работе малыша за компьютером.
4. «Правильные привычки зрения»
5. Упражнения и задания способствующие улучшению зрения.
6. Формирование цветовосприятия и цветоразличения
у детей старшего дошкольного возраста
7. Комплекс упражнений для снятия зрительного утомления.
8. Витамины полезны для глаз.
9.Полезные советы на лето.
Приложение №4 Консультации для воспитателей
1. Ознакомление воспитателей с результатами диагностического обследования детей старшего дошкольного возраста.
Октябрь
2. Офтальмо - эргономические рекомендации к проведению занятий с учетом зрительных нагрузок. Использование наглядности в обучение детей.
Ноябрь
3. Развитие движений и пространственной ориентировки у детей, имеющих ограниченные возможности здоровья.
Декабрь
4.«Системный подход в организации лечебно-коррекционной работы с детьми, страдающими содружественным косоглазием и амблиопией»
Январь
5.Значение зрительной гимнастики. Заболевание глаз «Миопия»
Февраль
6. «Весёлые пальчиковые игры» памятки для воспитателей младших групп.
Март
7. Формирование цветовосприятия и цветоразличения
у детей старшего дошкольного возраста.
Апрель
8. Консультация для воспитателей « Анализ по коррекционной работе по развитию зрительного восприятия. Рекомендации на лето».
Май






Комментариев нет:

Отправить комментарий