9 февраля 2014 г.

Содержание работы учителя-дефектолога (тифлопедагога) в детском саду для детей с нарушением зрения.


Исследователи отмечают, что коррекцию нарушений зрительного восприятия и вторичных отклонений в развитии (таких, например, как вербализм знаний об окружающем мире, трудности овладения основными движениями и ориентировкой в пространстве и др.) у детей с патологией зрения невозможно осуществить только на общеобразовательных занятиях. Дети данной категории, большинство из которых имеют различные отклонения в психофизическом развитии, нуждаются в специальной коррекционной помощи тифлопедагога.
Тифлопедагог дошкольного образовательного учреждения является ведущим специалистом, координирующим и направляющим коррекционно-педагогическую работу. В общем коррекционно -педагогическом процессе, осуществляемом в детском саду для детей с нарушением зрения, специальные коррекционные занятия тифлопедагога играют роль пропедевтики – подготовки детей к различным видам деятельности.
Учитель-дефектолог (тифлопедагог) руководствуется следующими комплексными программами:
  • Основной общеобразовательной программой « От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы;
  • Программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушение зрения). Под редакцией Л.И.Плаксиной.

Основные направления работы тифлопедагога:
– Тифлопедагогическое обследование детей:
Изучение медицинских и офтальмологических карт;
Наблюдение за детьми;
Исследование зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, осязания и мелкой моторики, социально-бытовой ориентировке ;
– Проведение специальных коррекционных занятий:
Индивидуальные занятия по подготовке детей к проверке зрения и лечению на аппаратах;
Подгрупповые и индивидуальные занятия по развитию зрительного восприятия;
Подгрупповые и индивидуальные занятия по развитию мелкой моторики;
Подгрупповые и индивидуальные занятия по формированию навыков ориентировки в пространстве;
Подгрупповые и индивидуальные занятия по формированию навыков социально-бытовой ориентировки;
– Участие в методической работе Учреждения:
Посещение общеобразовательных занятий, занятий с детьми воспитателя в повседневной жизни;
Выступления на педагогических советах;
Организация и проведение семинарских занятий;
Групповое и индивидуальное консультирование воспитателей и специалистов ГБОУ;
Показ открытых занятий с детьми
– Работа с родителями:
Выступления на родительских собраниях;
Подгрупповые и индивидуальные консультации для родителей;
Рекомендации по закреплению и совершенствованию сформированных у детей навыков на занятиях, профилактике зрительных утомлений, развитию зрительных функций.

Тифлопедагогическое обследование детей:
Готовность ребенка к обучению, индивидуальные особенности его познавательной деятельности, возможности коррекции и компенсации зрительной недостаточности тифлопедагог определяет в процессе обследования. Большое значение имеет выявление умений ребенка пользоваться своим нарушенным зрением и уровень развития сохранных анализаторов.
При проведении обследования тифлопедагог имеет возможность увидеть трудности, мешающие ребенку в овладении познавательной деятельностью, проанализировать их причины; выявить особенности поведения ребенка, его отношение к предлагаемым заданиям, его работоспособность. Все эти данные позволяют тифлопедагогу понять, на что опираться в коррекционном обучении, определить степень и характер необходимой ему помощи, наметить основные задачи обучения.
Обследование проводится в начале и конце учебного года.
Данные обследования и характеристики фиксируются в индивидуальных тифлопедагогических картах.
Проведение специальных коррекционных занятий.
На основании полученных о детях данных тифлопедагог комплектует подгруппы для коррекционных занятий с учетом возраста, диагноза зрительного заболевания, уровня познавательной деятельности, остроты зрения, имеющихся сопутствующих заболеваний и выявленных вторичных отклонений в развитии.
С детьми, которые испытывают значительные трудности в овладении необходимыми знаниями, умениями и навыками (на общеобразовательных и подгрупповых коррекционных занятиях), тифлопедагог проводит индивидуальные занятия.
Тифлопедагог на своих коррекционных занятиях в рамках общеразвивающего обучения решает следующие коррекционные задачи:
- формирование у детей представлений о своих зрительных возможностях и умений пользоваться нарушенным зрением;
- формирование умений получать информацию об окружающем мире с помощью всех сохранных анализаторов;
- обучение детей использованию получаемой полисенсорной информации в предметно-практической, познавательной и коммуникативной деятельности, в пространственной ориентировке. Целью работы тифлопедагога является:
– формирование у детей с нарушением зрения социально-адаптивных форм общения и поведения, успешная подготовка к обучению в школе, интеграция ребенка в открытое общество.

Важнейшая задача, которую тифлопедагог решает на коррекционных занятиях всех видов - формирование у детей навыков социально-адаптивного поведения. Это такое поведение, которое позволяет дошкольнику со зрительной патологией быть адекватным и самостоятельным в различных бытовых и простейших социальных ситуациях , а также в общении со сверстниками и взрослыми.

Специальные коррекционные занятия тифлопедагога:
Тифлопедагог проводит занятия следующих видов:
- Развитие зрительного восприятия;
- Развитие осязания и мелкой моторики;
- Ориентировка в пространстве;
- Социально-бытовая ориентировка.

Выделение названных видов коррекционных занятий тифлопедагога обусловлено необходимостью формирования у детей компенсаторных способов познания окружающего. Тифлопедагогом осуществляется развитие всех сохранных анализаторов, а также формирование у детей неречевых средств общения.

Особый вид коррекционных занятий тифлопедагога – занятия по подготовке детей к проверке остроты зрения, к лечению на ортоптических аппаратах. Эти занятия тифлопедагог планирует, опираясь на рекомендации врача-офтальмолога. Тифлопедагог учитывает, какие навыки необходимо сформировать у детей, чтобы они могли успешно действовать на том или ином аппарате.


Комментариев нет:

Отправить комментарий